Вторым по счёте каменным строением города стала сохранившаяся и поныне Спасская церковь (ул. Сухэ-Батора, 2). Всем своим видом, гармонией объёмов, белизной стен, изысканным убранством окон и порталов, наконец, броским золотым возглавием церковь утверждает своё первородство в Иркутской архитектуре. Её исторические достоинства неоспаримы: это самая древняя в городе постройка, единственная, оставшаяся от строений острога, к тому же точно показывающая местоположение острожной крепости - колыбели города. Спасская церковь представляет собой старейшую страницу каменной летописи не только Иркутска, но и всей Восточной Сибири.
Не оттого ли так берегли ее в прежние времена? Не разрушили, когда разбирали острог, тщательно залатали, когда землятресение 1861 года испещрило ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в 1879 году пожар небывалой силыистребил центр города. И не раз дружно поднималась общественность города, когда ретивые чиновники предлагали снести старинное здание, якобы мешавшее городскому строительству. От многих превратностей судьбы уберегли иркутяне каменную реликвию, отреставрировали ее в числе первых памятников и в возрожденых стенах открыли музей (филиал областного краеведческого музея). Памятник восстановлен в 1967-1980 годах по проекту Галины Григорьевны Оранской.
Спасская церковь была заложена в 1706 году, а 1 августа 1710 года состоялось церемония освящения храма. Из старой деревянной в новую церковь переносят хоругвь с образом Спаса. С ней, по приданию, пришел отряд казаков ставить иркутский острог. Перенесли сюда и царский подарок - икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I. (Местонахождение этих исторических реликвий, к сожалению, не известно.)
Двухярусное здание Спасской церкви с высоким кубообразным бесстолпным четвериком, с примыкающими у нему на одном уровне трапезной и апсидной восходит к типу раннего посадского храма. Увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде была паперть; от неё отходила в обе стороны галерея-гульбище, опоясывающая здание на уровне второго яруса. Теперь порталы верхнего этажа "висят" в воздухе. Первоначально кровля была выполнена из дерева, глава над четвериком одета в осиновый лемех и возвышался над ней простой и суровый в своих очертаниях рубленый крест.
В начале XIX векабыла разобрана галерея, в растесанные оконные проемы вместо слюдяных окончин вставлены двойные остеклённые рамы, тес уступил место кровельному железу, главу увенчал ажурный кованый и вызолоченный крест. Однако изменения не нарушили основного каменного объёма, выложенного когда-то Долгих, сохранилось идекоративное оформление фасадов.
Уверенно положенные и органично взаимосвязанные линии создают в обрамлении окон и дверей нарядные композиции. Для каждого яруса и каждого фасада зодчий находит свой орнамент. Декор набирает силу от яруса к ярусу. чтобы вдохновенно вылиться в прихотливый рисунок верхних окон четверика. Полуколонки, многократно перехваченные полочками, дробятся и превращаются в сверкающие нети драгоценного ожерелья. Выше - мастерски вылепленные скульптурные рельефы. И не случайно зодчий располагает окна вплотную. Декоративная ткань обрамления становится полнозвучнее, а точная моделировка деталей на фоне чистой глади стены выглядит изащно.
В начале XIX века Спасская церковь была расписана, причём не только изнутри, но и снаружи. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию, отдельные сюжеты которой (и это следует подчеркнуть) были навеяны непосредственно историей Иркутска. Внутренние росписи, к сожалению, не сохранились, а наружние были реставрированы, и с ними можно познакомиться.Источник: книга "живая старина приангарья". Цветная фотография изготовлена автором этого сайта |